Какие болезни можно диагностировать с помощью анализа кала?

Я соромлюсь свого тіла

Копрограмма (анализ кала) — исследование физических, химических и микроскопических характеристик кала, которое позволяет диагностировать нарушение функций и заболевания многих органов, а также опасных паразитов. Именно по анализу кала можно определить, в норме ли микрофлора кишечника.

Клетки непериваримой клетчатки отличаются толстыми оболочками, а кусочки растительной ткани — толстыми межклеточными перегородками. Пищеварительные органы человека не вырабатывают ферментов, способных расщеплять оболочки (кожицы) растительных клеток. Некоторые микробы толстого кишечника (клостридии, В. cellulose dissolvens, В. mesentericus vulgaris обладают такими ферментами и расщепляют клетчатку. Но даже при нормальном темпе передвижения пищи по толстой кишке микробы не успевают переварить всю клетчатку. Поэтому при микроскопии непереваримая растительная клетчатка обнаруживается легко, но диагностического значения не имеет.1411573786_zapor-0

Нормальный кал

На фоне большого количества мелкозернистой массы из живых и мертвых бактерий и недифференцируемых остатков съеденной пищи, встречаются единичные в редких полях зрения лишенные исчерченности (сарколеммы) мышечные волокна и скудное количество солей жирных кислот (мыл).

Недостаточность пищеварения в желудке

Ахилия (ахлоргидрия) — при микроскопическом исследовании на малом увеличении обнаруживается большое количество мышечных волокон с резко обрубленными краями, покрытых сарколеммой (с исчерченностью продольной или поперечной). При этом же увеличении идентифицируется соединительная ткань, пласты и клетки переваримой клетчатки и кристаллы оксалата кальция.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Какой должна быть форма кала у здорового человека?

Гиперхлоргидрия диагностируется при обнаружении большого количества покрытых сарколеммой (с продольной исчерченностью), разрозненно лежащих мышечных волокон (креаторея) и соединительной ткани.

Быстрая эвакуация пищи из желудка и гипохлоргидрия диагностируются на малом и большом увеличении микроскопа по обнаруженным в большом количестве разрозненно лежащим мышечным волокнам с поперечной или продольной исчерченностью и без нее, по умеренному количеству переваримой клетчатки и единичным в редких полях зрения кристаллам оксалата кальция.83052

Недостаточность поджелудочной железы

При поражении поджелудочной железы (острый панкреатит, некроз, муковисцидоз) каловые массы, если они оформленные, покрыты блестящим жирным налетом. В жидких фекалиях жир виден на поверхности. Это нерасщепленный нейтральный жир (триглицериды), наличие его в кале является показателем нарушения панкреатического пищеварения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Все ли у вас в порядке с эрекцией? Тест

Большое количество нейтрального жира (стеаторея), обнаруженное при микроскопическом исследовании каловой эмульсии, свидетельствует об отсутствии липазы (фермент, переваривающий жир). Нейтральный жир, обнаруженный при микроскопическом исследовании в кале больного с желтухой является признаком рака поджелудочной железы.

Нарушение желчеотделения (ахолия)

Ахолия характерна для печеночных и подпеченочных желтух. Кал бесцветный. При быстром прохождении каловых масс по кишечнику они у больного ахолией имеют кашицеобразную или жидкую консистенцию. При микроскопическом исследовании выявляется большое количество жирных кислот (стеаторея) в виде капель или игл.

При запорах, типичных для ахолии, жирные кислоты, невсосавшиеся в тонкой кишке из-за отсутствия желчных кислот, поступают в огромном количестве в толстую кишку, где реагируют с ионами К+, Са2+, Мg2+, Na+, образуя соли жирных кислот — мыла.

Стеаторея при ахолии, представленная жирными кислотами или солями жирных кислот, является следствием отсутствия желчных кислот. Желчные кислоты в норме реагируют с жирными кислотами, образуя мицеллы — водорастворимые комплексы, которые легко всасываются в тонкой кишке.

Патологические процессы в толстой кишке

Бродильные процессы

Причиной развития усиленного бродильного процесса в толстой кишке является обычно передозировка углеводов в рационе. Микроскопическое исследование позволяет обнаружить большое количество переваримой клетчатки и внутри- и внеклеточного крахмала.

Реакция кала сдвигается в кислую сторону (рН 6,0-6,5). Каловые массы теряют форму, становятся кашицеобразными, пенистыми. Это — бродильный дисбиоз. Бродильный дисбиоз переходит в бродильный дисбактериоз, на фоне которого развивается бродильный колит.

Гнилостные процессы

Гнилостные процессы развиваются при поступлении в толстую кишку из тонкой кишки большого количества непереваренного или недостаточно переваренного мяса. Гнилостный дисбактериоз, гнилостный колит. Нарушение формы каловых масс (жидкий, водянистый кал), резкощелочная реакция, непереваренные или частично переваренные мышечные волокна, появление экссудата и слизи с клеточными элементами воспаления указывают на развитие гнилостного колита и гнилостного дисбактериоза. Водянистый характер кала является прямым признаком нарушения всасывания воды в толстой кишке в результате глубокого поражения эпителия.

Передозировка антибиотиков приводит к развитию колита с тяжелым дисбактериозом и кандидамикозом слизистой толстой кишки. При микроскопическом исследовании можно обнаружить нити псевдомицелия и споры гриба Candida albicans.

Язвенный колит

В свежевыделенных теплых слизисто-гнойно-кровянистых массах среди слизи, содержащей нейтрофилы, эритроциты и цилиндрический эпителий, можно обнаружить вегетативные формы патогенных простейших Ent. histolytica или Bal. Coli. Это характерно для аллергического неспецифического колита или аллергической реакции на простейшие.